Номинация «Конкурс на лучшее мероприятие, посвящённое особо охраняемым природным территориям»
Информационно- познавательное занятие
БЕРЕГИТЕ ЛЕС!
Цель занятия:расширить знания учащихся об охраняемых территориях Белгородской области, развивать познавательный интерес к лесам родного края и проблемам его охраны, воспитывать любовь к лесу и желание его сохранить.
Оборудование: иллюстрации учащихся, посвящённые миру заповедной природы; карта «Заповедные места Белгородской области», презентация «Заповедные места белгородской области»; гербарий растений.
Ученик 1:Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Ученик 2: Лес прекрасен во все времена года. Леса украшают землю, учат человека понимать прекрасное. Каждый, кто любовался чудными картинами берёзовой или сосновой рощи, кто ходил по лесным тропам и слышал щебет лесных птиц, тот не может не полюбить лес.
Ученик 3:Ежегодно с лица Земли исчезают бесследно десятки видов растений, уменьшаются площади лесов. Уничтожение лесов ведёт к нарушению экологического равновесия, оказывает губительное воздействие на растительный и животный мир, угрожая в конечном счёте здоровью и даже жизни человека.
Ученик 4: Для сохранения живой природы государством создаются охраняемые территории: заповедники (территории, полные освобождённые от эксплуатации человеком), а также заказники, памятники природы, природные национальные парки (территории с ограниченной эксплуатацией отдельных ресурсов)
Ученик 5: В этом году Государственному природному заповеднику «Белогорье» исполняется 85 лет со дня его основания. Заповедник состоит из заповедных участков: «Лес на Ворскле», «Острасьевы Яры» (Борисовский район), «Ямская степь», «Лысые горы» (Губкинский район), «Стенки- Изгорье» ( Новооскольский район). Общая площадь заповедника составляет 2131 гектар.
-Рассмотрите карту Белгородской области и покажите места нахождения заповедных участков.
Ученик 1: Каждый участок уникален и неповторим. Самый крупный – «Лес на Ворскле». В основном он представляет собой нагорную дубраву. Ещё со времён Петра Первого на правом берегу реки Ворсклы запрещалась вырубка лесов. Сегодня здесь есть участки с дубами- великанами 250-300- летнего возраста, а в высоту они достигают 30-35 метров.
На экране появляются изображения, показывающие красоту заповедника «Лес на Ворскле»
Ученик задаёт вопросы классу и по необходимости дополняет ответы учащихся.
Ученик 2: Какой лес называют дубравой?
-Дубрава – это широколиственный лес, в котором преобладает дуб.
- Опишите это дерево: какая кора, листья, плоды.
- Какие деревья ещё растут в дубраве?
- Спутниками дуба являются клён, липа, ясень, вяз, рябина, бук, граб, дикие яблони и груши и др.
Ученик 3: Отгадайте загадки о деревьях:
Весной растёт, летом цветёт,
Осенью осыпается, зимой отсыпается,
А цветок-то – медок, лечит он от гриппа,
Кашля и хрипа.
(Липа)
- Из какого дерева делают флейты и кларнеты?
( Из клёна)
-У каких деревьев сладкий сок?
( У берёзы и клёна)
- Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные бусы.
(Рябина)
-Какое дерево топором не срубишь? (Вяз, потому что топор увязает в древесине)
Ученик 4:В дубравах много кустарников. Как биологи называют кустарниковый ярус?
- Это подлесок.
-Назовите кустарники, которые сопутствуют дубу?
-Это орешник (лещина), бересклеты, шиповник и др.
-Во флоре заповедного участка «Лес на Ворскле» насчитывается более 500 видов растений. Чем можно объяснить такое богатство дубрав?
Послушайте сказку «Трава и дуб» и ответьте: почему дуб чуть не погиб?
Трава и дуб.
Рос на опушке леса недалеко от дороги могучий дуб, красивый на загляденье. Был этот дуб самым заметным в округе. Кто мимо не пройдёт- обязательно похвалит.
Заяц ли мимо прошмыгнёт, лиса просеменит, торопясь по своим делам, и они остановятся и скажут:
-Правду говорят, что наш дуб – самый лучший во всей округе.
Ну как тут дубу было не загордиться. Стоит он, ветвями шевеля, свысока на всех посматривает, сам собой доволен. Траву же, что у самых корней растёт, совсем не замечает.
Никто траву не хвалит, никто ею не восхищается.
Однажды к дубу пришли люди. Понравилось им место, где рос дуб, и поставили они рядом с дубом скамейку. И тогда в уголок, где раньше никто не бывал, все потянулись. С утра до вечера на скамейке сидят, на лужайке играют, бегают, танцуют.
Всё было хорошо, да только траве здорово досталось. Потерпела она несколько месяцев, а концу лета засохла.
Первое время дуб и не заметил, что трава исчезла. Уж очень он был собой занят.
Но прошло несколько лет, и дуб стал хворать. Куда девалась его прежняя краса и гордая осанка. Корни задыхались в жёсткой затоптанной земле, кора потемнела, а на листья напали вредители, точно ждавшие, пока дерево ослабнет. Никто больше не называл дуб красивым, никто им не восхищался. Вспомнил тогда дуб о траве, стал её звать:
-Травушка-муравушка, возвращайся на мою лужайку, очень мне плохо без тебя.
-Как же мне к тебе перебраться,- говорит трава. – Скамейка прямо на корнях твоих стоит, опять вытопчут меня. Вот если бы приятель твой, медведь, перенёс скамейку куда-нибудь подальше, я бы с радостью вернулась.
Только появился Мишка вечером на лужайке, дуб ему о своей просьбе рассказал.
Рявкнул медведь, поднял скамейку на плечо и перенёс к дороге. А позже пришёл к дубу с семьёй кабанов.
Они перепахали лужайку, разрыхлили землю. Вернулась к дубу трава. Постепенно залечил дуб все болезни и снова стоит величаво на опушке леса, самый красивый, самый высокий. Только теперь он не важничает, не задаётся, со всеми приветлив, а особенно с травой.
-Так почему же чуть не погиб дуб?
- Трава своими корнями разрыхляет землю, способствует накоплению в ней влаги и питательных веществ. Трава служит местом гнездования птиц, спасающих лес от нашествия вредных видов насекомых.
-О чём ещё заставляет сказка задуматься?
Ученик 5: -Можно ли дуб назвать лекарем? Если можно, то почему?
- Дуб можно назвать лекарем. Дубовые леса, больше чем другие, выделяют кислорода, а также насыщают воздух фитонцидами. Фитонциды – это летучие вещества, убивающие вредные микроорганизмы, которыми полон воздух. Для лечебных целей используется кора дуба. Из неё делают различные противовоспалительные настойки и отвары.
Ученик 1: Отгадайте загадку:
Стоит столб до небес, а на нём шатёр-навес,
Красной меди столб точёный, а навес сквозной, зелёный.
(Сосна)
-Вы догадались, что речь пойдёт о сосне.
Ученик 2: На территории Новооскольского района, в 10 километрах от города Новый Оскол, между сёлами Песчанка и Слоновка находится заповедный участок с интересным названием «Стенки-Изгорье». Стенками в народе называют крутые и высокие склоны речных долин и балок, обычно заросшие лесом и кустарником.
Ученик 3: «Стенки-Изгорье» - это массивы легендарной меловой сосны (реликт ледниковой эпохи). Здесь отмечается до 17 видов живых деревьев сосны. Средний возраст составляет около 200 лет.
На экране изображение меловой сосны.
Ученик 4: От сосны обыкновенной меловая отличается более мелкими шишками, низкой кудрявой кроной и более короткой хвоей (у сосны обыкновенной хвоя до 7 сантиметров).
На экране изображение меловой сосны.
-Обратите внимание на корни дерева. Они очень длинные и разветвлённые. Если их сравнить с корнями других деревьев, то они в 12 раз длиннее, чем у ели, в 24 раза длиннее, чем у пихты.
Ученик 5: Уникальность этого заповедного участка состоит в огромном количестве видового разнообразия растений. Здесь растут 356 видов только цветковых растений, в том числе некоторые орхидные, ковыли, оносма, волчеягодник Софии, относящиеся к редким растениям, занесённым в Красную книгу Российской Федерации.
На экране изображения редких растений.
Ученик 1: Сосна - очень светолюбивое дерево. Её ветви тянутся к свету, а находящиеся в тени нижние ветки отмирают и обламываются.
Ученик 2: Все мы знаем, что такое листопад? А бывает ли иглопад, ведь сосна – вечнозелёное дерево?
-Иглопад бывает, когда опадают старые хвоинки, а вместо них вырастают новые. Хвоя держится на ветках 2-3 года и меняется постепенно.
Ученик 3: Послушайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком..», рассмотрите изображение сосны на одноимённой картине И.И. Шишкина. Какой изображена сосна в стихотворении и на картине?
На севере диком…
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
-Поэт и художник показали сосну не только одинокой, но и очень стойкой: она растёт на скале.
Ученик 4:Сосна всегда поражала людей своей жизнестойкостью. Она может расти на малоплодородной, болотистой, песчаной почве. А иногда взбирается на голые скалы. Налетит ветер, а сосна неколебимо стоит: её корни прочно держатся в расщелинах камней. Когда корням становится тесно, они разламывают камни.
Ученик 5: В переводе с латинского «сосна» означает – скала. Может быть, названа она так потому, что поражала людей способностью расти на голых скалах, а может быть, потому, что считали её твёрдой и неуязвимой, как скала.
-Каково значение сосны для человека?
-В первую очередь надо сказать о лечебных свойствах сосновой хвои. Хвойный настой спасал землепроходцев и мореплавателей от цинги. И сегодня хвоя служит источником получения витаминов, а из семян получают ценное масло.
Ученик 1:Даже сосновый воздух – драгоценность. Сосна очищает воздух от бактерий, делает его здоровым. Поэтому с давних времён санатории для лёгочных больных строили там, где много сосен.
Ученик 2: В старину говорили: «Где сосна взросла, там и в дело пошла». Объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы.
- Из сосны делали корабельные мачты, строили стены крепостей, крестьянские избы, использовали как крепёжный лес в шахтах . Сегодня из сосны получают тысячи различных материалов, в том числе целлюлозу, искусственную кожу и шёлк, пластические массы и т.д.
Ученик 3: Во все времена лес вдохновлял поэтов и писателей, художников и композиторов. «Лесным богатырём», «лесным царём», «лесовиком» называли современники великого пейзажиста И.И. Шишкина, воспевшего лес на своих полотнах.
На экране изображения картин И.И. Шишкина
«Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» и др.
Ученик 4: красоту и величие русского леса передали в своих произведениях А. Фет, Ф. Тютчев, С. Есенин.
Учащиеся читают стихотворения.
Ученик 5: Лес очень ранимый. Человек, не любящий природу и не знающий её законов, может натворить много бед. Давайте вспомним самые простые правила поведения в лесу, ответив на вопросы:
-Почему (особенно весной и в начале лета) нельзя шуметь в лесу, разжигать костры?
-Чем опасен в лесу неубранный мусор: бумаги, стеклянки, горящие сигареты?
-Вы увидели гнездо птицы. Как правильно себя вести?
- Знаете ли вы пословицу. Вставьте пропущенные слова: «Много леса – (не губи), нет леса – (посади).
Ученик 1: Заканчивая наше мероприятие, давайте подведём итог: чем является для нас лес. Продолжите фразу: «Лес – это…»
- Лес - наш друг.
-Лес – «лёгкие» нашей планеты.
-Лес – наше богатство.