Личный сайт Ерёминой Натальи Сергеевны
 

Доклад Мониторинг качества знаний и умений по русскому языку и литературе

          Мониторинг - система  сбора, хранения, анализа и представления информации о качестве образовательного процесса, а также системе накопления психолого-педагогического опыта. Термин «мониторинг» пришел в педагогику из экологии и социологии. В педагогике это новое перспективное направление, разрабатываемое в исследованиях А. Кузнецова, М. Рыжикова, С. Шишова, А. Баранникова, А. Майорова, посредством которого возможно способствовать повышению качества знаний.

          За последние 10 лет в обучении русскому языку и литературе произошли существенные изменения. Школа отказалась от единых типовых программ и учебников, обучение стало вариативным, появились новые факультативы и элективные курсы. Обеспечить единый базовый уровень общего образования для всех учащихся вне зависимости от типа учебного заведения призван прежде всего образовательный стандарт. Обеспечить выполнение единого стандарта во всех школах призван контроль.

Созданию единого образовательного пространства служит мониторинг качества образования.

          На мониторинг возлагается  реализация следующих функций и возможностей:

  1) обеспечение ритмичной и качественной работы как учащихся, так и учителя;

  2) осуществление непрерывного контроля достижений в процессе обучения;

  3) повышение ответственности педагогов за качество организации образовательного процесса;

  4) более полная реализация индивидуальных способностей учащихся, профессиональных и творческих достижений учителя.

          Проблема совершенствования управления качеством образования актуализируется сегодня по нескольким причинам:

  - для современных выпускников актуальным стал вопрос качества полученного образования;

  - перед педагогическими коллективами стоит проблема создания таких условий, которые гарантировали бы высокое качество образования своих выпускников

          Охране качества подготовки обучаемых служит мониторинг. В  основе мониторинга лежит контроль.  Процесс обучения немыслим без постоянно действующей обратной связи, информирующей преподавателя о состоянии знаний каждого учащегося, о трудностях, возникающих  у обучаемых в процессе учения, об уровне усвоения ими знаний. Такая обратная связь устанавливается различными способами контроля. Контроль – это проверка процесса и результата труда, это система наблюдения.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную. В современном образовательном процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной. Основные три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый. Систему контроля образуют устный опрос, контрольные работы, семинары, зачёты, экзамены и др.

При проверке качества успеваемости важно выявить, в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, важное значение имеет также то, как относятся школьники к учению. Всё это обусловливает необходимость применения различных методов проверки и оценки знаний. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.

          Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда.

           Кроме того, повседневное наблюдение за учебной работой позволяет учителю составить представление о том, какова память, учебные склонности, интересы, способности школьников.

           И учитель, и ученик не могут успешно двигаться вперёд, не зная качественных результатов своих усилий. Учитель получает эти знания, систематически наблюдая за работой учащихся в ходе обучения.

           Успех в обучении определяется единством двух видов связи между учителем и учеником: от учителя к ученику и наоборот.

Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом.

           Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.

Контроль должен носить стимулирующий характер, чтобы ученики не избегали его, а наоборот, проявляли к нему интерес, так как он даёт возможность самовыражения, самоутверждения.

           Опыт работы за последние годы позволяет признать тестирование одним из объективных средств контроля за результатами обучения учащихся. Тест в общенаучном смысле – это краткое стандартизированное испытание, направленное на получение в сжатый срок времени наиболее существенной информации.

Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро установить обратную связь, определить пробелы в знаниях учащихся по каждой теме и оперативно реагировать на них. Как итоговый контроль, тест позволяет проверить большой объём материала.

           Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о необходимости систематического тестирования учащихся, так как готовит их  к формату ЕГЭ.

Тесты можно классифицировать по целому ряду оснований.

  1. По процедуре создания: могут быть выделены стандартизированные и нестандартизированные тесты.

Стандартизируются процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые приводят к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных.

Нестандартизированные тесты для целей итоговой аттестации обучающихся использовать не рекомендуется.

  2. По средствам предъявления:

   - бланковые с использованием тестовых тетрадей с использованием бланков

   - предметные– результативность их выполнения зависит от скорости и правильности выполнения задания.

   - аппаратурные– тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления.

   - практические,

   - компьютерные.

  3. По направленности тесты бывают

   - тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;

   - личностные тесты предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности;

   - тесты достижений.

  4. По характеру действий:

   - вербальные;

   - невербальные.

  5. По ведущей ориентации:

   - тесты скорости;

   - тесты мощности;

   - смешанные тесты.

  6. Широкоориентированные тесты позволяют оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей.

  7. Узкоориентированные тесты направлены на выявление достижений обучающихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем.

  8. По целям использования:

   - предварительный определяющий тест предназначен для оценки начальных способностей, охватывает очень небольшой диапазон знаний;

   - формирующий тест затрагивает ограниченный сегмент обучения (главу, раздел);

   - диагностический тест больше фокусируется на распространенных ошибках;

   - суммирующий тест обычно содержит вопросы, которые представляют более высокий уровень сложности.

           Тесты предназначены главным образом для проверки уровня сформированности лингвистической и языковой компетенций. Другими словами, с их помощью целесообразно проверять знания о системе языка и основных её единицах, т.е. знания по фонетике, лексике, грамматике, по теории текста, а также умение ими пользоваться в практической работе при выборе варианта написания и его обосновании, при расстановке знаков препинания, при выборе того или иного языкового средства для употребления в речи.

           С помощью тестов в известной мере можно также проверить, насколько ученик владеет самим языком на уровне нормы или его речь неправильна.

           Однако, тест, как и любой другой измеритель, не является универсальным средством контроля, способным охватить все стороны подготовки учащихся по русскому языку и литературе. Тесты не дают полной информации о состоянии практической грамотности  учащихся, не позволяют проверить владение речью, не дают представления о творческом потенциале ребёнка. В данном случае более эффективным способом проверки являются традиционные измерители: диктант, изложение, сочинение.

           Для учёта результатов я веду специальную ведомость, в которой знаками + или – отмечаю результат выполнения каждого задания. Конечно, это требует немало времени, однако усилия окупаются – значительно повышается эффективность индивидуальной работы с учащимися по восполнению обнаруженных пробелов, облегчается организация пересдачи нужных тем.

          Требования к проведению контрольных работ.

  1)    Контрольные работы целесообразней проводить тогда, когда учитель убедился, что изученный материал большинством учащихся усвоен хорошо.

  2)    За одну-две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и организовать соответствующую подготовительную работу.

  3)    Важно, чтобы содержание к/р охватывало основные положения изученного материала.

  4)    Исключить к/р по понедельникам и субботам, проводить на вторых и третьих уроках.

  5)    Не допускать подсказок и списывания.

          По результатам мониторинга составляются планы корректирующих  и предупреждающих занятий для улучшения качества образовательной услуги.

Итак, результативность качества знаний учащихся по русскому языку и литературе в большей степени зависит от качества работы педагога, от творческого отношения к труду, от своевременного выявления одарённых учащихся и слабоуспевающих, организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочное время.

Рекомендации:

  1. Учителям русского языка и литературы регулярно осуществлять мониторинг достижений учащихся с целью повышения качества образовательного процесса.
  2. Формировать интерес  учащихся к предметам «Русский язык» и «Литература» через урок, книгу, внеклассную работу.
  3. Использовать современные педагогические технологии в обучении русскому языку и литературе.
creating by @ Eremina N.S.
Hosted by uCoz